MonsterStop! на фестивале «Все флаги в гости»

В пятницу 5 октября MonsterStop! принял участие в образовательной выставке «Все флаги в гости» в библиотеке имени Маяковского. Может, пятница-день и не лучшее время для назначения презентации и игровой сессии, поэтому и не было массового наплыва посетителей, но все, кто пришел, оказались очень приятными заинтересованными людьми.

По существу, всплыло несколько интересных моментов. Два самых важных, пожалуй, это то, как учителя и клиенты могут реагировать на продукт. Реакция №1 — зачем разводить весь этот сыр-бор с игрой, если можно просто дать детям делать такие же задания «за конфетку», то есть пообещать им какой-то приз после выполнения задания? Я сначала, признаюсь, не нашелся, что ответить. Я-то знаю, что играть всегда лучше, чем не играть, но готового объяснения у меня не было. Теперь есть.

Итак, почему MonsterStop! лучше простого приза?

MonsterStop! лучше простого вознаграждения потому что:

1. Разница в мотивации — положительная или отрицательная, мотивация избегания или достижения. Если мы просто обещаем ученикам вознаграждение после выполнения задания, то они начинают рассматривать задание как препятствие между ними и вознаграждением. При этом, они стараются как можно быстрее отделаться от задания, оставить его буквально позади себя, разделаться с ним и забыть. Следовательно, все задания, которые делает ученик, просто летят в мусорное ведро памяти. Мы наблюдали это на одном из мероприятий, где конкурс по русскому языку был организован так, что в конце дети получали призы. Мы в это время как раз играли в MonsterStop! и видели, как на скорую руку дети и подростки доделывают задания, хватают свои безделушки-призы и, побросав на пол листочки с вопросами о «великом и могучем» радостно бегут на выход, зажав в кулачках магнитики и открыточки. Печаль печальная, ей Богу.

MonsterStop! делает не так. Задания, которые ученики выполняют в игре — это не препятствие между ними и «конфеткой», а инструмент зарабатывания очков на приобретение игровых ресурсов. К ним относятся не как к фантику, который годен только на то, чтобы его выбросили, а бережно, как к ценному активу.

2. С этой мыслью про банальное вознаграждение после выполнения заданий связана еще одна опасность. Когда что-то воспринимается как препятствие, с ним начинают ассоциироваться негативные эмоции, а все, что мы узнали на негативном эмоциональном фоне, держится в нашей памяти слабее.

MonsterStop! создает очень яркий позитивный эмоциональный фон в течение длительного времени. Положительный эмоциональный заряд не спадает практически в течение всей игры, а это от 30 до 50 минут работы. Все, что делают ученики на таком фоне, естественно, цепляет их надолго. К тому же образуется очень прочная связка между предъявляемым учебным материалом и игровой положительно эмоционально окрашенной ситуацией, что позволяет многократно обращаться к ней для припоминания материала, если возникает такая необходимость.

3. В-третьих, чем больше драматизма в ситуации, чем более она напряжена, тем больше она запомнится. MonsterStop! этот драматизм обеспечивает, вознаграждение «конфеткой» — нет, и никогда не будет этого делать.

Посмотрим, почему. В игре задания необходимо выполнять, потому что есть проблема, которую надо решить. То есть, как в любой хорошей драматической истории, у персонажа есть миссия, есть проблема, которая мешает эту миссию выполнить и где-то существуют инструменты, которые позволяют эту проблему разрешить, но для приобретения этих инструментов требуется валюта — и здесь, ура!!! игрок, ребенок или взрослый, имеет ключевое влияние на ход этой драмы, потому что эта валюта — его знания! От заданий, которые он делает, зависит исход драматической погони. Игрок — герой, который единственный обладает реальной силой в этой битве. Герой как архетип не может просто так отказаться от выполнения задания, для него выполнение заданий — моральный императив: он должен. Говоря проще, в игре дети мотивированны делать больше заданий, или более сложные задания потому что им это НЕОБХОДИМО!

Если у вас чего-то нет и вам без него очень плохо — вы же попытаетесь это достать, правда? А если у вас чего-то нет, но вы и без него находитесь в зоне комфорта, как, например, с «конфетой» — будете вы геройствовать как Мальчиш Кибальчиш, чтобы это получить? Или готовы будете отступить и отказаться от получения приза в перспективе ради спокойствия сейчас? Психологи говорят, что отказ самый рапространенный ход в этом случае. Отложенное вознаграждение худший мотиватор, чем непосредственная необходимость. Награда «потом» не так реальна, как «дискомфорт» сейчас. Ради второй конфеты за праздничным столом «потом» никто не сделает того же, что ради глотка воды в пустыне «сейчас».

4. В-четвертых, предложенная нашей гостьей, элементарная конвертация «работа-конфета» унижает личность учителя, его труд и отягчает карму общества. В такой ситуации учитель предлагает вознаграждение как компенсацию ученику за то, что тот сделает какую-то неинтересную работу, как будто извиняется за то, что причинил ученику неудобство, смиряется с тем, что его предмет — скукотища и готов на все, лишь бы ученики хоть что-то сделали. Мне кажется, без всяких объяснений, это плохо, а общество, где воспитывается идея о том, что кто-то тебе обязательно должен что-то дать за то, что ты сделал свою же работу, будет долго и тяжело болеть, что наше общество нам и демонстрирует.

MonsterStop! и здесь все делает не как обычно, а правильно. Учитель или родитель здесь — не взяткодатель, а помощник, который помогает сделать то, что иначе сделать трудно, помогает сохранить положительный настрой на все время работы, и в результате — лучше запомнить материал. Учитель с MonsterStop! не выкупает у учеников их же долг — учебную работу, а помогает найти удовольствие в труде как таковом, безотносительно вознаграждения.

Только так и может работать обучающая игра.

vse flagi v gosti monsterstop

Добавить комментарий